Питание детей школьного возраста — краеугольный камень, на котором базируется здоровье наших детей в будущем.

Если дома мы еще как-то можем контролировать качество, количество и питательную ценность употребляемой пищи, то то, чем питаются дети вне домашних стен — абсолютно покрыто мраком.

Будучи учениками начальной школы мои дети охотно рассказывали о том, чем питались в школьной столовой, что покупали в школьном буфете. Сейчас же, каждое слово приходиться «вытягивать» чуть ли не клещами. И только разноцветные обертки в рюкзаках и карманах  одежды и нечастые посещения школьной столовой — являются немым свидетельством нездорового питания.

В период с 7 до 18 лет организм ребенка испытывает колоссальные нагрузки, связанные с постоянным ростом, изменением гормонального фона, созреванием центральной нервной системы и усиленной деятельностью сердечно-сосудистой системы. Поступление в достаточном количестве белков, жиров, углеводов, витаминов, микро и макроэлементов в этом возрасте является обязательным условием питания школьников.

Рекомендуемая суточная калорийность пищи для детей 7 — 10 лет не должна превышать 2400 ккал и 2600-3000 ккал для 11-18 лет. Повышенная калорийность пищи в этом возрасте объясняется интенсивным обменом веществ, большой подвижностью, высокими теплообменными процессами.

Питание школьников должно быть 4-разовым, а промежутки между приемами пищи должны составлять не менее 4 часов. Но как соблюсти режим питания, если дети в этом возрасте не только посещают школу, но и, зачастую, сразу после нее бегут на другие занятия? Казалось бы, выход можно найти, если давать ребенку с собой домашнюю еду в термосах, но не всякий школьник согласится носить с собой термосы, ланч-боксы и контейнеры с едой. «А как же школьная столовая?» — спросите вы. Но здесь, все не так однозначно.

Так, в 2007 году, в ряде регионов нашей страны, в качестве эксперимента были проведены комплексные мероприятия по модернизации системы школьного питания. Данные мероприятия вскрыли несовершенство существующей системы питания в школах.В результате произошли достаточно серьезные и «громкие» реформы: вроде бы запретили продавать снековую продукцию в стенах школ, вроде бы обязали организовать качественное горячее питание…Вроде бы… А воз и ныне там.

Во многих западных странах вопрос организации питания школьников стоит в одном ряду с организацией национальной безопасности. Любое отклонение в школах от действующих норм и правил, расценивается, как угроза национальной безопасности страны. Меню одной из западных школ выглядит следующим образом:

Пн. – лепешка тако с индюшатиной и овощами (вегетарианский вариант – фасоль и рис), яблоко, сельдерей, молоко.

Вт. – курица и спаржевая фасоль (соевое мясо и фасоль), апельсин, морковка, молоко.

Ср. – пицца с сыром, фруктовый салат, цукини, молоко.

ЧТ. – говядина терияки и рис (соевое мясо и рис), киви, салат из брокколи, молоко.

Пт. – бурито с фасолью и сыром, персик, картофельный салат, молоко.

На завтрак обычно предлагают молоко и хлебобулочное изделие с сыром. Обед в этой школе стоит 158 рублей , завтрак 23 рубля.

За относительно небольшую плату за школьные обеды и завтраки, учащиеся этой школы получают, как мы видим из меню, и белки, и жиры и углеводы.

В наших же школах недостаток мясной, рыбной продукции, овощей и фруктов налицо. Комбинаты школьного питания и столовые пытаются сэкономить, подавая на обеды хлебные котлеты, жаренные на уже использованном несколько раз масле, и водянистые супы с одинокими кусочками моркови и картофеля. Овощами и фруктами в столовых даже и «не пахнет»! А что же мы, родители?! Почему мы чаще всего делаем вид, что ничего не замечаем и снисходительно умалчиваем проблемы школьного питания на родительских собраниях?

Разумеется, проблема школьного питания — это проблема не одного отдельно взятого родителя в моем или вашем лице, это проблема нашего общества, и пока мы будем молчать и опускать глаза, проходя мимо школьных столовых, питание лучше не станет. Если есть проблема, то ее необходимо решать.

Группа российских медиков в течение 10 лет проводила эксперимент изучая и обследуя здоровье школьников. Выводы, сформулированные в итоге оказались неутешительными: функциональные отклонения у учащихся начальной школы повысились на 84,7%, хронические болезни — на 83,8%; для учащихся среднего и старшего звеноа эти показатели составляют 73,8 и 39,6 %. Доминируют патологии опорно-двигательного аппарата и болезни органов пищеварения.

Данные наблюдения подтверждает официальная статистика. Заболеваемость детей до 14 лет — увеличилась на 50 %, распространенность болезней возросла на 94%, число детей-инвалидов всех возрастов увеличилось на 170 тыс. человек. 25% всех нарушений у детей-инвалидов приходится на расстройство питания. Кроме того, более чем у 30% юношей и девушек выявляется задержка полового созревания, 15% из которых на фоне недостаточного питания.

Для того, чтобы избежать печальных последствий описанных выше, необходимо лишь следовать основным принципам организации питания школьников. Это:

— соблюдение режима питания

— соблюдение питьевого режима

— соблюдение оптимальных соотношений между основными ингредиентами пищи

— уменьшение доли рафинированных продуктов, простых углеводов, животных жиров

— увеличение доли растительных масел, насыщенных жирных кислот, клетчатки, витаминов группы В, витаминов С, А, Е, пре- и пробиотиков, молочнокислых продуктов, пищевых антиоксидантов

— сбалансированность пищи по содержанию минеральных элементов (железо, кальций, фосфор, цод, хром, селен, цинк и др).

Организм ребенка, как правило, функционирует как часы. Регуляторные механизмы, контролирующие приход и расход энергии в этом возрасте, работают в совершенстве: детский организм точно определяет потребность в той или иной пище и ее количестве. Но на фоне обилия жареной, щедро приправленной жирной пищи и употребления сладких газированных напитков, чипсов и гамбургеров из кафе быстрого питания регуляторные механизмы могут нарушиться и тогда количество и качество употребляемой детьми пищи будет контролировать аппетит, а не физиологическая потребность.

Родители, наша с вами задача — оградить детей от власти аппетита, научить основам правильного питания, информировать о вреде тех или иных продуктов, приучить к здоровому питанию. Помните, здоровье наших детей — в наших руках!