На днях разговаривала со знакомой. Она жутко обеспокоена тем, что внук очень стеснительный, даже замкнутый, а ему этой осенью в школу идти. Родители переживают, как он воспримет такой стресс.
Мне это, конечно, знакомо. Я сама отдавала в первый класс дочь, которая не посещала детский сад, что мне тогда, по неопытности, казалось серьезным упущением. Мол она не прошла необходимый этап социализации. Мои переживания оказались напрасными. Дочь спокойно влилась в коллектив и всегда хорошо училась.

Кстати, тогда я не понимала родительского желания научить детей читать, писать и считать до школы. Думала, не станет ли им скучно в классе от того, что они уже знают материал? Говорят, нынешняя программа существенно отличается от той, по которой обучались первоклашки в 2005 году, и практически все родители стараются отдать ребенка в школу с определенным багажом знаний, чтобы не дай бог не попал в число неуспевающих, неумеющих и незнающих. Тема родительского невроза – это довольно глубокая тема, требующего отдельного рассмотрения.

Готовить детей к школе я бы советовала начинать не с репетиторов по математике, чтению и прописи, а с развития эмоционального интеллекта. Позже оцените, возможно, при развитом эмоциональном интеллекте, занятия с репетиторами либо вовсе не понадобятся, либо потребуются в меньшем количестве.

В конце 2017 года я привезла в Якутск школу развития эмоционального интеллекта «ЭИ Дети». Зачем? Потому что на тот момент я для себя поняла, что одна из основных причин психологических проблем в нашем обществе – это неумение понимать себя и окружающих. Я проводила в инстаграм опросы, результаты были неутешительными – 33% респондентов не понимали, почему испытывают те или иные эмоции. Вдумайтесь только в эти цифры – треть людей СЕБЯ не понимает, что уж говорить о понимании окружающих. А ведь это один из важнейших компонентов крепких отношений в парах и счастья отдельно взятых людей.

Какое число из этой трети являются родителями, вернее сколько у них в общей сложности детей? Какой процент из этих детей вырастет с достаточно развитым уровнем эмоционального интеллекта, чтобы быть счастливыми в будущем? В общем, мои думы и переживания за судьбу нашего общества прочно сфокусировались на этой теме и как раз попалась эта школа. Нынче я не являюсь ее владелицей, передала человеку, которого нашла в процессе управления школой, когда сотрудничала с психологами и педагогами. Слепцова Лариса Дидимовна – педагог-психолог высшей квалификационной категории. Практический психолог, семейный консультант и коуч – она давно для себя выделила направлением работы эмоциональный интеллект. В общем, мы нашли друг друга.

И сейчас, не углубляясь больше в детали, расскажу вкратце, своими словами, в чем важность эмоциональной подготовки к школе. Представьте, вам 6 лет. У вас есть друг, может и не один, но какими-то глубокими ваши отношения с друзьями не назовешь. Это скорее дети из детского сада или родственники, с кем вы общаетесь время от времени в заданных взрослыми рамках. Вы возможно знаете, как называются те или иные базовые эмоции и чувства, но серьезно оперировать  ими не умеете, а некоторые чувства даже назвать не можете, потому что не знаете как они называются. Поэтому придя домой не сможете рассказать маме и папе, что замечание сделанное учителем, показалось вам унижающим достоинство или взгляд, которым посмотрела девочка – соседка по парте, был высокомерным, надменным, поэтому решили про оба случая промолчать. Хотя именно по этой причине вы не смогли сконцентрироваться и рассказать стих, вы просто не смогли открыть рта от обиды, унижения или возмущения и поэтому на вопрос учителя «Ты не выучил?», обреченно кивнули головой и получили первую двойку, которая впоследствии определила вашу судьбу и надолго «записала» вас двоечники. А потом вы ко второму классу так и не научились читать. Учителя, одноклассники повесили на вас ярлык неуспевающего. Да вы и сами уже поверили в это. Только родители всё сопротивляются и таскают вас к разным репетиторам, хотя иногда мама плачет от бессилия.

Ладно, не стану больше нагнетать обстановку, хотя пример не вымышленный. Но развитый эмоциональный интеллект – это действительно то, что позволит вашим детям, особенно шестилеткам, освободить свой мозг от лишних мыслей, поскольку зачастую это переживания, и тем самым сосредоточиться на учебе. И именно в этом бОльшая часть успеха, а никак не в зубрежке. Именно уверенный в себе, спокойный ребенок хорошо и с интересом усваивает любой материал. Именно ребенок, который понимает, что он чувствует, сможет описать свои переживания и эмоции, и тем самым построить конструктивный диалог со взрослым, включая педагога. И возможно, в некотором смысле постоит таким образом за себя.

Дорогие родители, я вам настоятельно рекомендую, если не записать детей на занятия в школу «ЭИ Дети» в Якутске, так хотя бы прочитать книги по эмоциональному интеллекту, их очень много сейчас на книжном рынке.